МБОУ "Красноподгорная СОШ"





                         Персональный сайт
                  Егоровой Галины Петровны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноподгорная средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Егоровой Галины Петровны

 

1. Тема инновационного педагогического опыта.

«Использование ресурсов современных образовательных технологий в урочной и внеурочной практике как условие развития интереса к предмету».

 

2. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

В настоящее время в школьном образовании отмечается тенденция снижения заинтересованности учащихся в обучении. Вызвано это дефицитом времени, отведенного на  изучение предмета. Возникает необходимость в применении эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение этого большого объема информации без потери интереса к предмету.

Современный урок математики и физики должен стать результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Достигнуть этой цели можно посредством внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий. Поэтому в основе технологий, применяемых на уроках математики физики, должен быть заложен принцип высокой мотивации. Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает к поиску педагогических технологий и использование их в своей практике. Применение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Образование должно побуждать к творчеству. Эту образовательно-воспитательную задачу решаю через нестандартные формы уроков, исследовательскую работу.

            Учебный процесс эффективен в освоении знаний и умственного развития только тогда, когда он способствует организации познавательной деятельности учащихся. Главная задача на уроке – вызвать у ученика интерес к предмету и пробудить желание заниматься им в дальнейшем.

            Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих  учеников самостоятельно добывать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным, истинным патриотом своей страны.

 

3. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися, создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся через применение инновационных технологий на уроках и во внеурочное время, опираясь на следующие принципы активизации познавательной деятельности:

  • Принцип проблемности – создание проблемной ситуации: учащиеся получают новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности;
  • Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач – организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности;
  • Принцип взаимообучения – учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями;
  • Принцип индивидуализации – организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося;
  • Принцип самообучения – активное стремление к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений;
  • Принцип мотивации – желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.  

 

4. Наличие теоретической базы опыта.

            С 2010 года я работаю над проблемой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и физики с применением новых технологий»

            Одной из главных задач своей работы я считаю развитие познавательной деятельности, творческого мышления обучающихся.     В ходе работы решаются следующие задачи:

1.Специальные:
- познавательные: вооружение учащихся основами знаний основ преподаваемых предметов;

- практические: формирование навыков проектной работы.

2. Общепредметные:

- развитие логического мышления;

- обучение школьников самостоятельно выполнять задания;

- формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой;

- развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной.

         Моя педагогическая  система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств  обучения  для повышения  практической направленности.  И она реализуется посредством применения на уроках и внеурочной деятельности различных технологий.

            Проблемное обучение помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет  нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке можно создать с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемные ситуации можно использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким образом, проблемное обучение позволяет  направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей. Этот прием позволяет учителю держать в напряжении одну из пружин процесса обучения – детскую любознательность.

            Модульное обучение положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.

            Личностно-ориентированная технология обучения помогает создать творческую атмосферу на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей. Личностно ориентированные технологии обучения, воспитания и развития ученика противопоставляют бездушному подходу к ребенку атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.  Стиль отношений учителя и учеников должен быть такой: не запрещать, а направлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

 

            Игровые технологии

Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Игровые технологии можно использовать  на разных этапах урока. Так в начале урока включить игровой момент «Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Например, в каждой карточке для 6-ого класса содержится несколько уравнений и пара чисел, одно из которых – буква. Ученики решают уравнение, находят соответствующую координату и строят соответствующие точки. Последовательно решая ряд уравнений, выстраивая точки и соединяя их, они получают рисунок. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

Проектная технология

Умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, вести диалог с коллегами и партнерами, самостоятельно принимать решения. Поэтому и учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям. Одной из таких технологий является “технология проектов”. Суть и идея ее заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой  деятельности учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. Использование ИКТ на уроках математики позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая учебный материал более понятным и доступным для учащихся. Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет: повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

 

5. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках и во внеурочное время современных инновационных технологий. За годы работы в школе я пришла к выводу, что из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Поэтому провожу уроки   в форме деловых игр, семинаров, дискуссий, презентации образовательных продуктов, практикумов, что обеспечивает приоритет самостоятельной познавательной деятельности школьников, требует привлечения и осмысления личного социального опыта. Это  помогает развитию познавательных, ценностно-ориентировочных,  социальных компетенций старшеклассников. Приоритет отдаю проблемным урокам.  

Применение современных инновационных технологий в процессе обучения позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:

- повысить мотивацию учащихся к обучению;

- активизировать познавательную активность;

- развивать мышление и творческие способности учащихся;

- индивидуализировать учебный процесс;

- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно;

- повысить качество наглядности в учебном процессе.

 

6. Оптимальность и эффективность средств.

            Самыми оптимальными и эффективными средствами являются  организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.  Принцип ее работы: надо учить каждого, постоянно видеть работу ученика и развивать его способности, научить найти самостоятельно способы решения задач, помочь самим добывать знания. Но  в процессе обучения с использованием современных инновационных технологий на различных этапах урока делается акцент не только на формирование знаний, но и на развитие навыков творчества, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации. Учитель пользуется предлагаемыми материалами, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования и рефлексии. Ответом на снижение интереса учащихся к занятиям является проведение нетрадиционных уроков, где учащиеся развиваются в личностно-ориентированном образовании. Они помогают ребёнку стать культурной личностью, поддерживая всё то хорошее, что заложено в него от природы. Приобретается навык работы с различными источниками информации. Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение. Ученики используют полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.

 

7. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).

            Использование вышеописанных подходов в преподавании обеспечивает высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, позволяет раскрыть всесторонние способности учащихся, повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом, научить учащихся быть более уверенными в себе и использовать полученные знания в различных ситуациях.

Результаты участия в конкурсах:

 

ФИ участника

Класс

Название мероприятия

Уровень

Дата участия

Результат

Малов Александр

10

Всероссийские предметные молодежные чемпионаты

республиканский

2010-2011

3 место

Масеева Наташа

10

Олимпиада Атомных станций. Заочный физико-математический лицей «Авангард»

всероссийский

2010

Диплом призера

Бушова Татьяна

7

XVII-я Межрегиональная заочная физико-математическая олимпиада

межрегиональный

2011

Диплом победителя

Новиков Олег

11

Всероссийские предметные молодежные чемпионаты

региональный

2011

Диплом победителя 1 степени

Будае Илья

5

Всероссийский конкурс «Альбус» по математике

всероссийский

2011-2012

Диплом лауреата

Быстрова Света

8

Научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ

межрайонный

2012-2013

3 место

Быстрова Света

9

Научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ

межрайонный

2013-2014

призер

Кондрашкин Александр

7

Научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ

межрайонный

2013-2014

победитель

Ярмина Ирина

8

Научно-практическая конференция исследовательских и проектных работ

межрайонный

2013-2014

призер

Егоров Максим

5

Всероссийский конкурс «Мультитест»

всероссийский

2013-2014

4 место

Егоров Максим

5

Всероссийская олимпиада по математике «Олимпус»

всероссийский

2013-2014

3 место

Кондрашкин Александр

7

Всероссийская олимпиада по физике «Олимпус»

всероссийский

2013-2014

3 место

Новиков Виталий

11

ФГОС тест

всероссийский

2014-2015

2 место в регионе

Новиков Виталий

11

Отборочный тур XXIII Межрегиональной олимпиады школьников по математике «САММАТ – 2015»

республиканский

2015

участие

Новиков Виталий

11

III Региональная открытая олимпиада школьников по общеобразовательным предметам-математика

республиканский

2015

участие

Земцова Марина

8

Дистанционная олимпиада по физике

всероссийский

2015

участие

Утешева Кристина

8

Дистанционная олимпиада по физике

всероссийский

2015

3 место

Быстрова Света

11

Дистанционная олимпиада по математике

всероссийский

2015

2 место

Конкина Марина

11

Дистанционная олимпиада по математике

всероссийский

2015

2 место

Волков Никита

7

Всесибирская олимпиада по физике

всероссийский

2015

Призер первого этапа

 

 

Организация проектной и исследовательской работы:

 

Тема творческой   работы

Ф.И. ученика

Проектно-исследовательская работа «Исследование остроты зрения от возраста человека»

Бирюкова Елена

Проектно-исследовательская работа «Физика и хоккей»

Кондрашкин Александр

Проектно-исследовательская работа «Почему возможна зимняя рыбалка»

Ярмина Ирина

Проектно-исследовательская работа «Влияние излучения сотового телефона на организм человека»

Быстрова Светлана

Проектно-исследовательская работа «Тепловые потери при открывании дверей»

Быстрова Светлана

Исследовательская работа «Нужны ли отрицательные числа»

Утешева Кристина

   

8. Возможность тиражирования.

            В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, выступаю на семинарах, конференциях, круглых столах районного уровня; заседаниях методических объединений учителей школы и района:

Дата

Место, название мероприятия

Тема

Форма представления

Декабрь

2010

ШМО учителей естественно-математического цикла

Применение современных информационных технологий для повышения качества знаний учащихся

Выступление

Январь

2012 г.

ШМО учителей естественно-математического цикла

Нетрадиционные формы урока в обучении математики

Выступление

Январь 2013

ШМО учителей естественно-математического цикла

Учебные универсальные действия в обучении математики

Выступление

Февраль 2013

РМО учителей

математики

Эффективные технологии в

обучении математики

Выступление

Август

2014

РМО учителей физики

Основная документация учителя физики

Выступление

Август

2015

РМО учителей физики

Экспериментальная работа на уроках физики и критерии ее оценивания

Выступление

 

 

 


 

 

                              Бесплатный хостинг uCoz